0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Северный поток достроят благодаря коронавирусу

«Несмотря на оказываемое давление»: в России уверены в успешном завершении строительства «Северного потока — 2»

В российском МИД вновь подтвердили, что строительство газопровода доведут до конца даже в условиях санкционного давления. Об этом заявил замглавы ведомства Александр Панкин.

«Уверены, что, несмотря на оказываемое США давление, строительство газопровода «Северный поток — 2» будет успешно завершено. МИД России намерен максимально этому способствовать», — цитирует дипломата РИА Новости.

Панкин подчеркнул, что западным государствам пора отказаться от санкционных мер в отношении газопровода, поскольку договорённостям Москвы и Киева по транзиту газа ничто не угрожает.

Как указал дипломат, Евросоюз и США ранее использовали в своей риторике тезисы о необходимости блокировать новые российские газовые проекты ради сохранения украинского транзита. Вместе с тем, полагает Панкин, на фоне компромиссных договорённостей России и Украины аргумент о транзите больше не имеет смысла.

«Россия на деле подтвердила заинтересованность в максимальной диверсификации газоэкспортных маршрутов, что объективно повысило уровень энергобезопасности в Европе. Поэтому дальнейший «санкционный зуд» в этой связи уже пора бы и прекратить», — заключил дипломат.

В свою очередь, министр энергетики Александр Новак подчеркнул, что газопровод будет достроен, несмотря на сопротивление США.

«Северный поток — 2» — максимально прозрачный, предсказуемый и выгодный проект как для нашей страны, так и для европейских потребителей: Российской Федерации газопровод позволит оптимизировать поставки газа, а странам Северной и Центральной Европы — повысить энергобезопасность, получая топливо напрямую из России, что гарантирует стабильность, весьма конкурентную стоимость и минимальное количество посредников. И вопреки беспрецедентному сопротивлению ряда стран, в первую очередь США, газопровод будет достроен», — отметил Новак. Его слова приводит журнал «Энергетическая политика».

Один из вариантов

Тем временем, по данным портала Vesselfinder, российское судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое может быть использовано для завершения строительства «Северного потока — 2», вышло из порта Находка и направилось в Сингапур.

Сообщается, что «Академик Черский» стоял в порту Находка в октябре 2019 года, а в Сингапур судно должно прибыть 22 февраля.

Отметим, что с 2016 года судно находится в эксплуатационном управлении компании «Газпром флот». Изначально судно было разработано по заказу компании Sea Trucks Group Limited усилиями проектировщиков норвежской фирмы Vik-Sandvik.

После приобретения корабля в мае 2016 года зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов заявил, что компания «построила судно для ведения трубоукладочных работ и работ на шельфе».

В конце 2019 года министр энергетики Александр Новак называл «Академика Черского» одним из вариантов для окончания строительства трубопровода «Северный поток — 2».

Тогда министр уточнил, что для начала работ «потребуется некоторое время на доподготовку».

Напомним, «Северный поток — 2» — это две нити газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год, протянувшиеся от побережья России в Балтийском море до Германии. К настоящему времени проложено более 2300 км газовой магистрали из запланированных 2460 км, что составляет примерно 93%.

В конце декабря президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на новый финансовый год, в состав которого вошли санкции против российских трубопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

На фоне этих событий швейцарская компания Allseas, которая вела укладку труб «Северного потока — 2», свернула работу, заявив, что не планирует возвращаться к постройке этой магистрали.

При этом глава «Газпрома» Алексей Миллер в начале января заявил, что у России нет технологических препятствий для завершения строительства «Северного потока — 2».

«Технологические риски на сегодняшний день решаются нашими мощностями, поэтому «Северный поток — 2» будет достроен. Конечно, это потребует несколько большего времени, но технологических препятствий, чтобы это сделать своими силами, у нас нет», — сказал он в программе «Москва. Кремль. Путин» в эфире канала «Россия 1».

Впоследствии в немецком издании Handelsblatt появилась информация, что США могут ввести дополнительные санкции в том случае, если Россия попытается самостоятельно завершить проект. По данным газеты, ограничительные меры могут затронуть компании, которые будут принимать газ через магистраль.

Как рассказал в беседе с RT председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, в распоряжении России находятся два судна, способных выполнять работы по «Северному потоку — 2»: «Фортуна» и «Академик Черский».

«При этом «Фортуна» не имеет системы динамического позиционирования — это достаточно сложная система, а судно «Академик Черский» такую систему имеет. Поэтому с точки зрения его доработки для возможности укладки этих труб подходит «Академик Черский» больше», — отметил парламентарий.

Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков, именно «Академик Черский» будет использован для завершения строительства «Северного потока — 2».

«Скорее всего, действительно избран вариант, что мы будем достраивать своими судами и как минимум два наших судна будут участвовать — это, видимо, «Академик Черский», который наиболее технически подходящий для подобных работ, и трубоукладочная баржа «Фортуна», которая уже находится в немецком порту. Она в своё время была в Балтийском море и как раз прокладывала российский участок «Северного потока — 2» в российской акватории», — рассказал Юшков.

По его словам, корабль «Академик Черский» могли направить в Сингапур для технической модернизации, а после этого судно направится к месту постройки «Северного потока — 2», чтобы приступить к работе весной в условиях меньших требований по части безопасности на последних участках газовой магистрали.

«Сейчас там обязательное требование — это система так называемого динамического позиционирования, она есть у «Академика Черского», но её нет у «Фортуны». В спокойные дни, в весенне-летний период, когда меньше штормов, я думаю, основной план — договориться с датчанами, чтобы те снизили требования, чтобы «Фортуна» тоже могла работать, чтобы как можно быстрее достроить это и в конце 2020 года — начале 2021 года ввести в эксплуатацию «Северный поток — 2», — полагает эксперт.

В свою очередь, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также обратил внимание на технические параметры российских кораблей, которые могут заняться завершением работ по «Северному потоку — 2». По его словам, существует несколько путей дальнейшего развития событий.

«Есть вариант — оборудовать «Академика», есть вариант — использовать «Фортуну», которая находится в Балтийском море, и с помощью кораблей, имеющих систему динамического позиционирования, как раз обеспечивать точность прохождения маршрута «Фортуны», — сказал Пикин в беседе с RT.

По его мнению, ключевую роль играют не сроки, а то, что процесс всё же удастся завершить.

«Всё-таки там не такой объём остался — 160 км всего. Поэтому я думаю, что это вопрос времени, причём весьма незначительного времени», — заключил эксперт.

«Северный поток – 2» достроят благодаря коронавирусу

В ночь на понедельник судно «Академик Черский» неожиданно покинуло Находку и отправилось в Сингапур, где когда-то было построено. Отраслевые эксперты считают, что именно на это судно возложена важнейшая задача по завершению «Северного потока – 2». По их мнению, в проект, где сейчас задействован «Черский», вполне могли быть внесены изменения из-за ситуации с коронавирусом в Китае.

Судно-трубоукладчик «Академик Черский» в ночь на 10 февраля покинуло дальневосточный порт Находки, где находилось с октября прошлого года, и направляется в Сингапур, куда прибудет ориентировочно 22 февраля. Об этом сообщили навигационные порталы Vesselfinder и Marinetraffic.

Это судно рассматривалось как главный вариант окончания строительства газопровода «Северный поток – 2».

В числе кандидатов на достройку «Северного потока – 2» также называются баржи «Фортуна» и «Дефендер», которые, в отличие от «Черского», не оборудованы динамическим позиционированием. Без этого пункта строить в датских водах нельзя. Поэтому надо договориться с датчанами об изменении этого пункта в разрешении на строительство. Тем более есть два буксира для этих барж, которые имеют динамичное позиционирование: Kamara и Mustang. При этом датские военные специалисты утверждают, что в районе строительства что-то делают еще батискафы «1855 Приз» и подлодка «Акула».

Приобретенный в 2015 году «Академик Черский» вообще-то необходим для работы на проекте «Сахалин-3». Этот проект важен для выполнения обязательств по поставке газа Китаю. Поэтому судно не так просто отправить в другой конец планеты для работы – это остановит сахалинский проект.

С другой стороны, в декабре прошлого года глава Минэнерго Александр Новак все-таки назвал «Академик Черский» одним из вариантов завершения строительства газопровода. Только, по заявлению чиновника, для этих целей судно нужно дополнительно оснастить, на что потребуется время. Для работы над «Северным потоком – 2» на судно надо установить сварочные посты. В январе этого года Газпром как раз объявил тендер по установке на судно сварочного оборудования почти на 900 млн рублей и на страхование сварочных работ. Заказ был закрыт буквально 7 февраля, поэтому не исключено, что «Академик Черский» идет в Сингапур, где судно когда-то было построено, именно для установки сварочных постов.

Зачем же «Академик Черский» покинул Находку?

Варианта может быть два. Либо «Академика Черского» модернизируют в Сингапуре для продолжения работ на шельфе Сахалина. Либо его готовят для того, чтобы он смог достроить «Северный поток – 2» в Балтийском море.

«Академику Черскому» важно участвовать в работе на шельфе Сахалина. Но, возможно, ситуация из-за коронавируса изменилась, и в Газпроме посчитали, что это судно можно использовать в Европе. Хотя в последнее время такая дислокация не планировалась», – предполагает заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Либо, не исключает он, такое решение стало следствием того, что переговоры с Данией по поводу разрешения использования баржи «Фортуна» без динамического позиционирования для работ в датских водах идут не так гладко, как сообщалось. Дания, конечно, совершенно ненадежный партнер для российского газопровода. Именно Дания под давлением США почти три года не выдавала экологическое разрешение на строительство «Северного потока – 2» в своих водах по абсолютно надуманным причинам и тем самым задержала строительство трубопровода. Если бы не неспешность Дании, вызванная, скорее всего, желанием угодить США, то «Северный поток – 2» мог бы быть уже построен, и американцы со своими декабрьскими санкциями могли бы не успеть навредить реализации российского проекта.

Сейчас читают

Если Дания не допустит «Фортуну» к достройке газопровода, то «Академик Черский» станет последней надеждой на это.

«Пока непонятно, Сингапур – это конечная точка маршрута или промежуточный пункт. Но если бы «Академик Черский» не имел никакого отношения к «Северному потоку – 2», то он бы в Сингапур сейчас не пошел. В последние годы он работает на шельфе Сахалина и должен был продолжать там работу на Южно-Киринском месторождении в проекте «Сахалин-3». Поэтому зачем ему идти в Сингапур?» – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его мнению, судно может зайти в Сингапур, чтобы закончить там модернизацию и потом во всеоружии пойти в Балтийское море. Либо Сингапур как точка маршрута указан вообще исключительно для отвлечения внимания. Сначала можно указать, что судно идет в Сингапур, потом, для отвода глаз, что оно идет в Индию, затем в Италию, следующим пунктом, условно, будет Великобритания, и только на последнем этапе придется указать, что судно идет все-таки в Германию.

«Не указывать Балтийское море как конечную точку маршрута сейчас более чем логично. Ведь американцы будут пристально следить за «Академиком Черским», чтобы попытаться не допустить его до работы над «Северным потоком – 2». Поэтому не дать повод и юридических зацепок для введения этих санкций было бы логично», – говорит Юшков.

Причем именно для достройки газопровода новые недавно озвученные санкции США, пожалуй, даже не так страшны, как возможное лишение российских судов страховки, без которой они не смогут ничего делать – ни дойти до Балтики, ни достроить «Северный поток – 2». Американцы уже применяли такой ход – они могут запретить страховать определенное судно.

По мнению Юшкова, Газпром не отказывается от варианта использования для достройки «Северного потока – 2» и «Академика Черского», и «Фортуны». «Сейчас переговоры с Данией больше ведет скорее немецкая сторона, чем российская. Речь идет о том, чтобы датчане внесли корректировки в разрешение на строительство и убрали оттуда пункт о обязательном наличии у судна системы динамического позиционирования. Чтобы «Фортуна» тоже смогла работать в водах Дании в весенне-летний период, когда штормов не так много», – говорит эксперт ФНЭБ.

В этом случае вообще все складывается. К тому моменту, как «Академик Черский» дойдет до Балтийского моря, уже наступит весна, а это значит, что обстановка в Балтийском море в плане штормов будет лучше, и им проще будет работать. Конечно, все зависит от того, на чьей стороне окажется Дания на этот раз – на стороне Германии или снова на стороне США.

По мнению Юшкова, Газпром хочет достроить «Северный поток – 2» именно двумя судами, чтобы сделать это быстрей, чем США смогут нанести очередной санкционный удар.

«Это будет гонка на время. Тем более что для работы нужно будет собрать целый флот – кроме двух судов-трубоукладчиков, нужны также суда, которые будут подвозить трубы. А для «Фортуны» потребуются буксиры, потому что это все-таки баржа. И все они в итоге попадут под американские санкции, которые уже введены в декабре», – говорит Игорь Юшков.

Возможно, России придется пойти на хитрый ход – переоформить все эти суда на какую-то новую компанию, не связанную с Газпромом. Это может дать возможность Газпрому или оператору «Северного потока – 2» не попасть под санкции и не оказаться с замороженными счетами.

«Академик» спешит на помощь «Северному потоку — 2»

Россия достроит новый газопровод собственными силами за миллиард долларов

10.02.2020 в 16:54, просмотров: 17868

Достраивать последний морской отрезок нового российского экспортного газопровода «Северный поток — 2» (СП-2), от завершения которого из-за американских санкций отказались европейские компании, будет отечественный трубоукладчик «Академик Черский». Судно уже вышло из Находки и через Сингапур собирается прибыть в Балтийское море. Внушительный морской путь займет несколько месяцев и потребует дополнительных расходов до $1 млрд. Ни российские, ни европейские эксперты не сомневаются, что труба в итоге будет проложена. Но ее ввод в эксплуатацию рискует быть перенесен на 2021 год. За это время, предупреждают аналитики, Вашингтон успеет придумать новые экономические ограничения, чтобы помешать энергетическим планам России.

Вечером 9 февраля судно-трубоукладчик «Академик Черский» вышло из российского порта Находки и направилось в Сингапур. Дальнейший путь корабля нацелен на Балтийское море, где он подключится к завершению строительства газопровода СП — 2. Работы по укладке последнего отрезка трубы в 150 км (8% от общей протяженности трубы) были приостановлены в конце 2019 года. Швейцарский подрядчик Allseas, занимавшийся этой работой, испугался новых санкций, наложенных Вашингтоном. Компания вывела свои суда из Балтийского моря, что поставило под вопрос срок ввода трубопровода в эксплуатацию, который был намечен еще на декабрь прошлого года.

Из-за американских ограничений, которые могут отрезать европейских инвесторов «Северного потока — 2» от внешних заемных средств, «Газпрому» пришлось срочно разыскивать корабли, способные завершить строительство морского участка газопровода. Таких нашлось только два — баржа «Фортуна» и «Академик Черский». Правда, практически сразу выяснилось, что первое не отвечает технологическим требованием для возведения морских трубопроводов, а второе судно находится в Находке, то есть на другом конце страны, что затрудняет его оперативное прибытие на место строительства.

Судя по всему, зафрахтовать альтернативные суда у «Газпрома» не получилось, и на рейд в Балтийское море вышел «Академик». По словам главы Минэнерго Александра Новака, ему по силам достроить газопровод и уже сейчас трубоукладчик направляется в Сингапур, куда прибудет 22 февраля.

Избрание пути через Юго-Восточную Азию, который может показаться не самым коротким, эксперты объясняют спецификой устройства морского передвижения. «В море кратчайшие расстояние между двумя точками, как в геометрии, не всегда измерятся прямой линией, — отмечает эксперт транспортной компании Caravelle Exclusive Андрей Магилланов. — Дислоцировать такое судно, как трубоукладчик «Академик Черский», из Находки в Балтийское море в зимний период через Сингапур, а не через Северный Ледовитый океан, удобнее и быстрее. Северная навигация опаснее и трудозатратнее, нежели проход мимо южных островов. Впрочем, в любом случае, такой путь займет несколько месяцев и приведет к дополнительным расходам, которые могут составить до миллиарда долларов», — предупреждает эксперт.

По оценке главы Ассоциации европейского бизнеса в России Франка Шауффа, строительство СП-2 завершится в 2021 году. Отсрочка позволит геополитическим противникам России разработать новые санкции, способные повлиять на создание и дальнейшую эксплуатацию газопровода.

«Конгресс США может принять новый пакет санкций в отношении не только европейских, но и российских компаний, занятых в строительстве СП-2, а также в отношении потребителей газа, для которых и строится трубопровод. В таком случае газопровод, на который по проектным данным будет затрачено около 9 млрд евро, окупить будет крайне сложно. России стоит надеяться, что очередная торговая война не нужна ЕС и нашей стране будет оказана поддержка со стороны Европы», — предполагает глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Вина в задержке завершения строительства СП-2 полностью лежит на «Газпроме». Зачем компания нанимала зарубежных подрядчиков для укладки труб, когда соответствующие компетенции можно было изначально оперативно развить в своей стране? — задается вопросом глава отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян. — Насколько быстро и успешно достроят газопровод, теперь зависит исключительно от самой газовой монополии».

Заголовок в газете: «Академик» прорывается сквозь санкции
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28192 от 11 февраля 2020 Тэги: Санкции, Газ, Суд, Инвестиции , Строительство, Бизнес Организации: Газпром Места: Россия, США, Вашингтон

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector