0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коронавирус авиакомпании

Опустевшее небо: коронавирус поставил авиакомпании на грань выживания. Одна уже обанкротилась

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Авиакомпании всего мира готовятся к масштабному кризису из-за коронавируса, который уже вынудил их сократить перевозки пассажиров. Отрасли, едва вставшей на крыло после кризиса, грозят многомиллиардные убытки и худший год за последнее десятилетие.

    Первой жертвой стала в четверг региональная британская компания Flybe, давно висевшая на волоске от банкротства. Коронавирус оказался последней каплей.

    Другие пока держатся, однако тучи сгущаются с каждым днем. Еще две недели назад Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивала сокращение оборота авиакомпаний из-за вспышки вируса в 30 млрд долларов. К 5 марта цифра выросла вдвое до 63 млрд долларов.

    И это в лучшем случае. Если же распространение вируса сдержать не удастся, потери превысят первоначальную оценку вчетверо и достигнут 113 млрд долларов.

    «Ситуация чрезвычайная, — сказал глава IATA Александр де Жуньяк. — События развиваются по сценарию, почти не имеющему прецедентов. За какие-то два месяца перспективы отрасли во всем мире резко ухудшились».

    А все так хорошо начиналось.

    После кошмарных нулевых, с их терактами в США, вспышкой атипичной пневмонии SARS, ценовой войной со стороны лоукостеров и мировым финансовым кризисом, 2010-е стали для авиакомпаний десятилетием ренессанса. Они оправились благодаря сокращению издержек путем слияний и ввиду увеличения спроса на авиаперевозки, прежде всего со стороны китайцев, которые, разбогатев, отправились путешествовать по миру.

    Рост продолжался, и, казалось, худшее позади. И пусть 2019 год не оправдал ожиданий из-за торговых войн, брексита и прочих геополитических проблем, он все же был прибыльным, а 2020-й не предвещал ничего плохого. Даже наоборот.

    Перед новым годом IATA выпустила радужный прогноз: мировая авиация готовилась увеличить выручку на 4% до 870 млрд долларов и заработать почти 30 млрд чистой прибыли.

    Прошло два месяца, и речь зашла уже не о прибыли, а о выживании.

    Первая жертва

    Британская Flybe летала на небольших Embraer из мелких региональных аэропортов, и ее крах не только лишит работы 2400 сотрудников, но и поставит под удар экономику этих зачастую отдаленных регионов.

    Flybe столкнулась с трудностями еще в прошлом году. Консорциум с участием авиаперевозчика Virgin Atlantic выкупил ее и пообещал оживить бизнес, если власти помогут дотацией на 100 млн и налоговыми послаблениями. Конкуренты, включая British Airways, возмутились, и правительство денег не дало.

    Компания обанкротилась, став первой жертвой коронавируса в авиации. Как и с людьми, в бизнесе в группу риска прежде всего попадают наиболее ослабленные.

    Virgin Atlantic сейчас не до Flybe. Она специализируется на дальних направлениях, и они пострадали более других из-за отмены рейсов в Азию и США. Предзаказ билетов рухнул на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и Virgin Atlantic отправила сотрудников в неоплачиваемые отпуска, приостановила набор персонала и на 4 месяца урезала зарплату руководству.

    Ее конкуренты не в лучшем положении.

    British Airways, KLM, Lufthansa, United и другие международные перевозчики урезают маршрутную сеть, замораживают инвестиции и найм. «Аэрофлот» сократил частоту полетов на некоторых направлениях и приостановил рейсы в Гонконг.

    Лоукостеры не отстают. Ryanair, EasyJet и Wizz Air уже объявили об аналогичных мерах. Российская «Победа» уменьшила число вылетов в итальянские города.

    Дешевый керосин

    И если вирус продолжит триумфальное шествие по планете, то ситуация грозит авиации масштабным кризисом. В мрачном прогнозе IATA, например, пока не учитываются ни Африка, ни Латинская Америка, поскольку в этих регионах нет ни одной страны, где число заболевших Covid-19 превысило бы десяток человек. Все это может измениться.

    Но есть и хорошие новости для авиакомпаний. В отличие от предыдущих кризисов, они пока обходятся без снижения цен на билеты, а сокращение маршрутной сети позволит им урезать издержки, чтобы компенсировать часть убытков от падения выручки.

    К тому же, вирус угрожает мировой экономике в целом, что уже привело к серьезному падению цен на нефть и, следовательно, на авиакеросин с начала года. Однако большинство авиакомпаний хеджируют закупки — то есть фактически оплачивают счета за керосин на год вперед, так что в случае продолжения кризиса некоторые могут и не успеть воспользоваться низкими ценами на топливо.

    Авиакомпании отменяют рейсы по всему миру

    Падение спроса на пассажирские авиаперевозки привело к отмене нескольких тысяч авиарейсов в марте и апреле. Только Lufthansa, крупнейшая авиакомпания Европы, отказалась от выполнения в ближайший месяц 7,1 тыс. рейсов. «Аэрофлот», во многом ориентированный на международный, в том числе транзитный, трафик, о массовых отменах рейсов пока не объявляет. В ближайший месяц компания полностью откажется только от эксплуатации убыточного направления Москва—Гонконг.

    «Аэрофлот» с 8 марта приостанавливает полеты в Гонконг, сообщили в авиакомпании. Последний рейс из Шереметьево в Гонконг будет совершен 7 марта, обратный рейс из Гонконга в Москву — 8 марта. В авиакомпании не раскрывают ни причин, ни сроков приостановки. В конце января «Аэрофлот» получил монопольное право летать в Китай из России: 31 января правительство запретило конкурентам государственной авиакомпании выполнять перевозки в города страны. Но уже 17 февраля «Аэрофлот» из-за резкого снижения загрузки вынужденно сократил количество рейсов в Китай: в Пекин и Шанхай с двух до одного в сутки, в Гонконг и Гуанчжоу с семи до четырех рейсов в неделю.

    Гендиректор авиакомпании Виталий Савельев в среду, 4 марта, во время презентации нового широкофюзеляжного самолета Airbus A350-900 в разговоре с журналистами отмечал, что «Аэрофлот» не будет полностью отменять рейсы в какие-либо города, в том числе в Китае, из-за риска потери слотов. «Все значительно сложнее. Мы сами, просто так, без последствий отказаться от маршрута не можем: мы потеряем слоты, а это один из ключевых активов авиакомпании. Слоты — очень дорогой и ценный актив, мы владеем ими во многих случаях исторически. Если мы их потеряем, их очень быстро перепродадут. Международные пассажирские перевозки — это сложный и конкурентный рынок»,— утверждал он (цитата по «РИА Новости»). Несмотря на эти опасения, перевозчик на полное прекращение полетов в Гонконг все-таки решился.

    Другой собеседник “Ъ” называет опасения господина Савельева о потере слотов «преувеличенными»: в начале марта IATA выпустила сообщение, в котором призывает национальные авиационные власти приостановить правила использования слотов в аэропортах в связи с эпидемией коронавируса. По данным IATA, у некоторых авиакомпаний до половины пассажиров не являются на рейсы, то есть не пользуются даже купленными билетами.

    «Существуют прецеденты временной отмены действия правил использования слотов, и мы считаем, что обстоятельства вновь требуют приостановки»,— приводились в сообщении слова главы ассоциации Александра де Жюньяка.

    Почему авиакомпании не готовы возвращать деньги по отмененным турам

    О масштабном сокращении программы полетов объявляют европейские компании. Так, португальский перевозчик TAP в марте-апреле отменяет около 1 тыс. рейсов из-за падения спроса. В первую очередь отмена касается рейсов в Италию, Францию и Испанию, отмененные рейсы составляют 4% от провозных емкостей TAP в марте и 6% — в апреле. Компания также готовится к сокращению расходов и останавливает некритические для работы компании инвестиции.

    Крупнейший европейский перевозчик Lufthansa, в свою очередь, отменяет в марте 7,1 тыс. рейсов (3,75 тыс. из Франкфурта в 75 аэропортов и 3,35 тыс. рейсов из Мюнхена в 65 аэропортов) и приостанавливает эксплуатацию около 25% своих емкостей, или 150 самолетов, из которых 125 — ближнемагистральные, 25 — дальнемагистральные. Всего в парке авиакомпании сегодня 770 самолетов, из которых 180 — дальнемагистральные.

    Коронавирус-2020 в Китае и мире

    Последние данные о распространении и ущербе от заболевания

    Сколько авиакомпаний в России смогут пережить коронавирус?

    Российские авиакомпании погружаются в кризис из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса. В результате отмены популярных направлений перевозчики прогнозируют масштабы долговой ямы. Компенсировать убытки за счет развития других направлений не получается из-за того, что россияне теперь боятся путешествовать. Ситуация плачевна настолько, заверяют инсайдеры, что аэропорты начали замалчивать официальную статистику.

    Российские власти начали ограничивать авиасообщение с другими странами из-за угрозы распространения коронавируса с 1 февраля. Сначала были запрещены полеты в Китай, затем в Иран и Южную Корею, с 13 марта прекращаются полеты на территорию Италии, Германии, Испании, Франции. По данным ТАСС, только из-за последней меры будет отменено более 700 еженедельных рейсов четырех крупнейших российских авиаперевозчиков: группа «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair.

    Несмотря на то что за «Аэрофлотом» остается право выполнять регулярные рейсы в ряд городов, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев 6 марта сообщал журналистам, что компания понесет большие потери из-за коронавируса. Веру в устойчивость перевозчика теряют и игроки финансового рынка, тем более на фоне падения цен на нефть и прекращения авиасообщения между США и Европой. Утром 12 марта акции «Аэрофлота» на Московской бирже упали на 8,7% до 71 рубля. Для сравнения, в мае 2019 года после ЧП с самолетом SSJ-100 в Шереметьево акции «Аэрофлота» подешевели только на 3,3% на открытии торгов.

    «Сейчас весь сектор туризма находится под очень большим ударом из-за коронавируса, это в первую очередь влияет на «Аэрофлот». Сегодня США объявили о закрытии авиасообщения с Европой.

    Есть опасения, что в скором времени полностью закроется и сообщение между Европой и Россией, а это большая часть рейсов «Аэрофлота», — сказал в беседе с URA.RU кандидат экономических наук, гендиректор New Riga Finance Club Василий Коновалов.

    — По последним данным, коронавирус погибает при температуре свыше 26 градусов. Можно ожидать, что ближе к майским праздникам ситуация улучшится, но итоги года будут определенно не очень хорошими для «Аэрофлота»».

    Источник URA.RU в одном из российских аэропортов добавил, что авиакомпаниям не удается компенсировать убытки за счет развития разрешенных направлений из-за общего страха россиян путешествовать по миру в условиях распространения коронавируса. По данным инсайдера, у всех крупнейших авиаузлов уже есть соответствующая статистика, но они не спешат ее озвучивать первыми, чтобы не стать героями негативных новостей. Впрочем, информацию о том, что пассажиры сегодня опасаются планировать перелеты URA.RU подтвердили в пресс-службе S7: «Отменяются и личные путешествия, и командировки. Разумеется, это отражается на спросе».

    Наблюдатели отмечают: если «Аэрофлот» как государственная компания может рассчитывать на помощь из бюджета, то частные авиаперевозчики остались со своими проблемами наедине. В первую очередь речь идет об оплате простаивающих лайнеров, взятых в лизинг. Так, авиапарки S7 (101 борт) и «Уральских авиалиний» (48) полностью состоят из таких самолетов.

    «Авиакомпании должны за них платить аренду вне зависимости от того, летают они или не летают. А доходы можно получать только от летающих самолетов. Поэтому решения у авиакомпаний будут разными. Кто-то сократит количество рейсов, кто-то снизит цены, чтобы хоть какую-то выручку получить. Что касается сокращения кадров, это сильно зависит еще и от того, как долго продлится паника из-за вируса. Потому что на первое время можно отпустить работников в отпуска. У пилотов они длятся до 70 дней. А если это затянется на год, то, конечно, будут увольнять», — поделился с URA.RU источник в отрасли.

    Президент «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» Владимир Тасун в беседе с URA.RU добавил, что все лизинговые договоры заключались авиакомпаниями исключительно в валюте. Поэтому перевозчики столкнулись со значительным ростом платежей из-за увеличения курса доллара.

    «У нас по России около 700 судов находятся в лизинге. Все столкнулись с одной проблемой — объемов нет, а за лизинг надо платить, — сказал URA.RU Тасун. — Мы можем говорить о том, что долговая яма, в которую попадут все авиакомпании, будет приличная. Каждая компания пытается найти решение для себя и путем сокращения расходов, и остановкой парка, и отпусками. Самолеты не летают, а платежи-то идут.

    Сегодня разговор идет о том, сколько из авиакомпаний смогут выжить. Еще один удар, и мы останемся только на внутреннем рынке».

    В S7 на вопрос о трудностях с оплатой лизинга агентству ответили, что компания испытывает сложности с принятием долгосрочных решений в ситуации, «когда вводные постоянно меняются»: «Мы рассматриваем все доступные возможности задействовать самолеты».

    В случае с «Уральскими авиалиниями» ограничения на полеты негативно отражаются и на стратегических решениях компании, отмечают наблюдатели. Гендиректор компании Сергей Скуратов оказался недоступен для звонка, но ранее в интервью с URA.RU рассказывал, что перевозчику понадобилось около трех лет, чтобы выйти на китайский рынок. С помощью китайских пассажиров «Уральским авиалиниям» удавалось увеличить объем перевозок, но теперь доступа к ним нет.

    Кризис на авиарынке может повлиять на результаты работы компании Utair. Чистый убыток четвертого по величине авиаперевозчика в 2018 году составил почти 22 млрд рублей. Убыток компании по международным стандартам финансовой отчетности за первое полугодие 2019 года составил почти 9,5 млрд рублей. В 2020 году за счет реструктуризации долгов Utair рассчитывала улучшить свои показатели.

    «Возможно, хотя боюсь про это даже говорить, по итогам 2020 года может быть получена прибыль», — говорил в феврале журналистам заместитель губернатора Тюменской области Андрей Киселев, не озвучивая конкретных цифр (8,4% Utair принадлежит Тюменской области). Сегодня источники URA.RU в тюменской власти признаются, что условия, в которых сегодня оказался российский авиарынок, могут внести коррективы в планы авиакомпании.

    Впрочем, эксперт Владимир Тасун отмечает, что Utair, привыкшая работать в тяжелых экономических условиях, наиболее подготовлена к кризису, чем другие авиаперевозчики: «Ее хорошо потренировали».

    Тасун добавил, что из-за непрекращающихся ограничений компании все еще не могут даже подсчитать убытки, которые понесут в этом сезоне, поэтому пока не обращаются за компенсациями в правительство. Вместо этого перевозчики напоминают властям об их старых обещаниях. Так, 12 марта «Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта» обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой компенсировать рост цен на авиакеросин, произошедший еще в 2018 году. Правительство на эти цели должно было выделить перевозчикам 22,4 млрд рублей в конце 2019 года, но в резервном фонде средств не нашлось.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector