0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние коронавируса на инфраструктурные проекты

Влияние коронавируса на инфраструктурные проекты. Международный контекст

Пандемия серьезно повлияла на строительную отрасль. Речь даже не о том, что работы на многих объектах были приостановлены. Дело в том, что в связи с падением цен на энергоресурсы, снижением платежеспособного спроса и разрушением цепочек поставок многие инфраструктурные проекты могут в принципе оказаться невостребованными.

В статье проанализированы вопросы реализации инфраструктурных проектов с упором на выводы российских и зарубежных аналитиков, в том числе McKinsеy и InfraOne.

Подводить итоги того, как COVID-19 повлиял на мир и происходящие в нем процессы, еще, безусловно, преждевременно. Однако определенные выводы по складывающейся к сегодняшнему дню ситуации сделать уже можно и даже нужно. Ведь в этой новой реальности нам всем предстоит жить и работать еще длительное время.

По мнению экономистов датского Saxo Bank, наиболее очевидными последствиями распространения эпидемии коронавируса в мире являются глобальное изменение цен на нефть, падение платежеспособного спроса и разрушение глобальных цепочек поставок. Долгосрочные последствия не так очевидны, но не менее интересны.

Немецкий историк Герфрид Мюнклер тонко отметил, что крупнейшие корпорации сегодня стоят перед выбором: или наращивать запасы, или сокращать производственные цепочки с их локализацией. В результате пандемии глобализация как процесс всемирной экономической интеграции оказалась под угрозой, в ее противовес возможно возникновение экономических макрорегионов. Набирает обороты реиндустриализация с возвратом промышленности в развитые страны. Мастерская мира может снова переехать из Китая в США и Европу. Дополнительные политические риски создают публичные обвинения Китая в сознательном распространении коронавируса. При таком сценарии возможна изоляция Китая и снижение его роли в мировой торговле.

Россию эти процессы касаются напрямую в силу специализации страны – добыча и экспорт ресурсов, а также транзит. Напомним, что до начала действия ограничений, связанных с распространением вируса, для обсечения транзита грузов было запланировано развитие транспортного коридора Запад-Восток, являющегося первой декларируемой целью комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Основой этого коридора должен был стать международный транспортный маршрут «Европа-Западный Китай». План принят распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 №2101-р) с финансовым обеспечением транспортной части средствами федерального бюджета в размере 3,028 трлн руб.

В случае реализации негативного сценария, транспортный коридор Запад-Восток может оказаться не востребованным, при этом надежды на зарубежные источники финансирования в рамках Проекта «Один Пояс – Один Путь» (Новый шелковый путь) не состоятельны. В связи с этим, более логичным видится смена приоритетов для финансирования. Например, вместо траты бюджетных денег на транзит необходимо направить их на повышение уровня экономической связанности территории посредством расширения и модернизации транспортной инфраструктуры. Необходимо переосмыслить систему расселения, так как текущая сверхконцентрация в 20 агломерациях уязвима и имеет явные недостатки. А утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 №207-р Стратегия пространственного развития в настоящий момент и вовсе, на взгляд автора, потеряла свою актуальность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector