0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что говорит православная церковь о коронавирусе

«Это власть Антихриста». Что православные верующие думают о закрытии храмов из-за пандемии коронавируса

Текст: Мария Запрометова

О том, что в России необходимо закрыть храмы на время эпидемии коронавируса, разговоры идут давно. Одни православные считают, что эта мера все же необходима, другие — категорически против. Но раскол может грянуть не только между верующими, но и между Церковью и государством. В воскресенье утром на литургии в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл призвал верующих сидеть дома, однако храмы все-таки не закрыл. А вечером власти Москвы и Подмосковья ввели ограничения на передвижение в связи с пандемией, которые для верующих фактически означают лишение доступа к храмам и к причащению.

«Жизнь верующего в руках Божьих»

Каждый год весной у православных начинается особое время — Великий пост. 48 дней они усмиряют свою плоть, чтобы приготовить свой дух к Пасхе — воскресению Христа. Пасха для христиан значит даже больше, чем Рождество. Пасха — это победа Христа над смертью. Победа, которую Он обещает и своим последователям.

В этом году православный пост начался 2 марта. В этот день в Москве был зафиксирован первый случай заражения коронавирусом. Сейчас в России заражено уже больше полутора тысяч человек. Цифры растут каждый день.

Все это время идут разговоры о том, что церкви следует закрыть храмы на время эпидемии, как это сделали в некоторых европейских странах. Церковь против.

«Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима офлайн в режим онлайн. . Верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Бояться смерти не нужно», — уверил председатель Отдела внешних церковных связей МП РПЦ митрополит Иларион.

Многих людей из светского мира возмутили слова Илариона, но еще больший шок они, пожалуй, испытали, наблюдая за вереницей прихожан, собирающихся в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

За восемь с половиной мартовских дней 70 тысяч человек приложились в Петербурге к привезенным мощам Иоанна Крестителя. Этих людей в сетях обвиняли в мракобесии.

«Уместно вспомнить слова „не искушай Господа Бога твоего“»

«Все это искусственная истерия для того, чтобы христиане не причащались и для того, чтобы церковь была объявлена группой людей, которая опасна для общества», — реагирует на критику заместитель главы Союза православных хоругвеносцев Игорь Мирошниченко. «Причастие — это такое чудо, которое нам Господь даровал, через которое не то, что может распространиться какая-нибудь зараза, а которое, напротив, врачует. Случаев таких не известно, чтобы через чашу кто-то заразился», — объясняет Мирошниченко.

Согласно православной (и католической) догматике, причастие является не символическим соединением с Христом, как у протестантов, а реальным. Вино и хлеб — это кровь и плоть Господа. Можно ли от них получить вред?

«Мне рассказывали случаи люди, что они болели, подходили к священнику и говорили: „Батюшка, надо ли мне причаститься, может, я кого-то могу заразить?“. Священники в таких случаях обычно отвечают: „Не то, что надо, а нужно обязательно“. Причастие нам дается во исцеление души и тела. Это тело Господа, оно не может передать вирус, это просто кощунственно так думать», — возмущается Мирошниченко. Он указывает на отсутствие повального распространение болезней среди верующих при таком неопасливом отношении к потенциальным угрозам: «Священники — они где только не причащаются, они ходят по тюрьмам, по больницам и причащают из одной чаши всех и все, причем потом священник обязан всю эту чашу — чтобы ни одной капли не пропало — всю эту чашу вылизать. С логической атеистической точки зрения, все уже должны были давно заболеть, все священники».

Настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин рассказывает, что за 10 лет регулярного посещения прихожан в инфекционных больницах, к нему не передавались болезни. Не боится он заражения и сейчас.

Однако не все в русской Церкви считают, что причастие в условиях пандемии безопасно. «Во-первых, Бог все равно свободен и может попустить и такое (заразиться через причастие — „МБХ медиа“). Во-вторых, были случаи вполне успешного отравления через Чашу (то есть сознательного убийства). В-третьих, Иоанн Златоуст говорит, что с причастием в Иуду вошел сатана. В-четвертых, тут уместно было бы вспомнить слова „не искушай Господа Бога твоего“. В-пятых, тут сквозь благочестивые словеса проглядывает простая тревога за свой бизнес», — комментирует протодиакон Андрей Кураев. Кураев в целом часто критикует официальную позицию РПЦ по различным вопросам, в своем время это стоило ему работы в Московской духовной академии.

Официально РПЦ призвало своих пастырей к ряду гигиенических мер. Например, чаще дезинфицировать кивоты икон, использовать одноразовые стаканчики для запивки, которую употребляют с просфорами, и воздержаться от посещения храмов при симптомах ОРВИ. «Чтобы успокоить тех, кто не готов по прежней традиции причащаться, мы ввели дезинфекцию лжицы, одноразовые стаканчики — все, как написано. Но священники как причащались, так и причащаются, они употреблют после всех Дары», — рассказывает протоиерей Фомин.

«Наш приход в раскол не уйдет»

Пандемия будто бы обнажила инаковость верующих, их отличие от остальных граждан страны. РПЦ последние годы в России служит опорой для государства в защите традиционных ценностей. Но для православных ценнее разговоров о наместнике Бога на земле оказался сам Бог. «В наше время это выглядит не то, что не традиционно, а дико для верующего человека. Вместо того, чтобы призывать собраться, вознести молитвы к Богу, всех наоборот из храма вон [выгоняют], это никуда не годится, это знамение последних времен. Те, кто все время борются с Церковью, они все время об этом мечтали, чтобы храмы были закрыты, что Церковь была разрушена», — сокрушается Игорь Мирошниченко.

«От нашей власти можно ожидать очень многих очень странных действий. Я надеюсь, что все-таки власть не будет себя открыто проявлять как власть Антихриста, потому что только Антихрист закроет храмы. Я надеюсь, что [при худшем сценарии] службы будут все-таки идти, но без прихожан. Святые дары будут изготавливаться на службе, а причащать будут по домам. Такой сценарий не исключен. Но это будет показателем того, что это власть Антихриста», — говорит иеромонах Феодорит (Сеньчуков).

Читать еще:  Коронавирус где находится на данный момент

«Я не могу сказать за всю РПЦ, но я думаю, что Церковь никогда не согласится с таким решением», — считает он.

26 марта рабочая группа по коронавирусу при патриархе заявила , что не будет закрывать храмы, несмотря на просьбу московского мэра Сергея Собянина воздержаться от посещения религиозных объектов.

Это решение священноначалия РПЦ, а ослушаться священноначалия — значит уйти в раскол. «У нас есть священноначалие, правящий епископ. И любой священник, любой настоятель действует от имени правящего архиепископа. Как нам благословят, так нам и поступать, — объясняет протоиерей Игорь Фомин. — Наш приход в раскол не уйдет».

«Кто-то я думаю, подчинится, кто-то, наоборот, будет протестовать, но если такое произойдет, конечно, люди все равно не смогут без причащения. Я думаю, все-таки найдутся здравомыслящие, здравоверующие священники, которые не бросят свою паству и все равно будут ее окормлять», — считает Мирошниченко. «На Пасху обязательно надо в храм. Для верующего главное — причаститься на Пасху, это главный христианский праздник. Если не почтить Христа посещением богослужения, это будет своего рода предательство», — категорично подытоживает он.

«Богослужение не должно остановиться, богослужение не является развлекательным мероприятием, богослужение для верующего человека — это очень серьезная вещь, серьезнее чем продуктовые магазины и аптеки», — объясняет протоиерей Фомин.

Однако есть священники, готовые исполнить волю кесаря. «Прекращение богослужения — это большая трагедия, но что делать. Я думаю, что если действительно наступит такая острая ситуация как пандемия, то это будет делать необходимо. Наверное, к этому дело и идет. Те меры, которые принимает правительство Москвы, они имеет под собой серьезные основания», — считает протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах, прослывший в православном мире «либеральным» священником.

«Бог никому не обещал избавить от болезней»

«Что поделаешь, христиан всегда гнали, это сейчас относительное затишье в нашем цивилизованном мире. Внешне, на словах. Может быть, эти времена возвращаются», — оценивает происходящее Мирошниченко. Он и, похоже, другие его братья и сестры во Христе готовы отстоять свое право посещать храмы даже под угрозой ареста. Они будто испытывают духовный подъем, острее ощущая свою инаковость.

«Когда была советская власть, некоторые храмы оставались открыты, но еще была катакомбная церковь», — вспоминает иеромонах Феодорит. Катакомбными, то есть подземными, были церкви на заре христианства, в эпоху римских гонений. Памятуя эти времена, катакомбными называют и другие сокрытые храмы. «Скорее всего, если такое случится, будут вспоминать опыт предыдущих поколений», — считает иеромонах.

Уминский ищет в истории другие примеры. «Мы знаем опыт христианских затворников, которые специально уходили в тишину и затворничество. Почему мы все время стремимся доказать, что наша вера способна спасти от всего? Но такого же не происходит. Верующие и болеют, и умирают, и в семьях священников происходят трагедии. Бог никому не обещал избавить от болезней, от испытаний, от скорбей. Наоборот, Христос говорит ученикам: „В этом мире вы будете иметь скорбь, но мужайтесь, я победил мир“».

«Все в руках Господа, не надо Бога искушать, не надо показывать браваду, надо быть аккуратным человеком, но и бояться нечего», — говорит протоиерей Фомин, не выбирая строго ни полный карантин, ни безоглядную веру в чудо. В православии есть учение о царском пути — пути середины . «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5, 32), — говорит Священное Писание. «Царский путь — это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть, — объяснял это понятие святитель Дмитрий Ростовский.

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот

Протодиакон Кураев призвал воспринимать коронавирус как «епитимью, наложенную Господом»

Протодиакон Русской православной церкви, писатель и богослов Андрей Кураев, который стал участником круглого стола в пресс-центре Медиагруппы «Патриот» и Федерального агентства новостей, посвященного коронавирусу, по окончании мероприятия ответил на вопросы ФАН. Тема, которую наше издание обсудило с отцом Андреем, — как ограничительные меры, связанные с эпидемией COVID-19, могут повлиять на отмечание главного праздника всех христиан — Пасхи, которая для православных наступит 19 апреля.

По мнению отца Андрея, нынешняя ситуация — повод серьезно задуматься о вере.

«Из того, что мы услышали от врачей, к Пасхе все это вряд ли рассосется, скорее наоборот, эпидемия достигнет своего пика», — ответил протоиерей.

В связи с этим Андрей Кураев рассказал о жившем в X веке преподобном Симеоне, который добавил очень важные слова в песнопение, звучащее в православных храмах.

«Субботнее песнопение звучит так: «Воскресение святое видевшие, поклонимся святому господу Иисусу». Симеон-богослов вставляет с эту молитву такие слова: «Воскресение Христово в себе самих видевшие», мне кажется, это стоит пояснить: главное — это внутреннее. Это такой чисто монашеский совет. А многолюдные собрания, где мы ощущаем общий локоть, — это некий бонус, вполне человеческий», — говорит отец Андрей.

По мнению Кураева, это не единственная причина, по которой происходящие вокруг эпидемии следует воспринимать как некое испытание.

«У нас, православных, причастие — это такая необходимая вещь. Но при этом давайте не будем забывать, что сама церковь столетиями делала все, чтобы отлучить людей от причастия. Она вводила все новые и новые барьеры, мешающие причащаться. Обязательный пост перед причастием, присутствие на вечерних службах, исповедь, плюс воздержание от каких-то действий, которые церковные пастыри считали грехом. Как сказал однажды [священник и писатель] Павел Флоренский: «У меня такое ощущение, что высота иконостаса росла пропорционально уровню падения духовной жизни самой церкви», — говорит Андрей Кураев.

«То есть, когда церковь была молодой и здоровой, ей не нужно было отделение того, что в алтаре, от обычной жизни людей. Все были одной семьей, одним организмом, а потом стали появляться искусственные ограничения. Это я к тому, что сама церковь веками удаляла причастие — то есть тело Христово — от людей. Поэтому давайте воспримем то, что сейчас происходит, как некую епитимью (церковное наказание за грехи. — Прим. ФАН), которую Господь на нас наложил. У нас что, грехов нет? Масса — и у церкви, как организации, и у каждого из нас».

Поэтому нужно просто смириться перед волей божьей, призывает отец Андрей.

Читать еще:  Заболевшие коронавирусом в тайланде кто они

«Мне говорят: надо идти причащаться и верить в волю божию. А вы не воспринимаете все происходящее как волю божию?! Может, его воля, как раз, чтобы вы заболели? Почему вы так безбоязненны, почему вы считаете, что бог обязан защитить вас от вашей же глупости?» — вопрошает священник.

По мнению протодиакона, именно в этом суть Великого поста и встречи Пасхи — переосмыслить свое отношение к вере.

«Мне кажется, настоящий пост — воздержаться от того, что мне очень нравится, в том числе от службы. Я очень люблю великопостную службу, особенно в Страстную седмицу, очень люблю Пасху. Но, если Господь так привел, давайте пробовать в этом увидеть какой-то духовный смысл. Что у нас не так? Почему Господь нас этой радости лишил? А может, слишком легкой стала нам казаться эта радость в последние годы, слишком дешевым стал доступ к этой радости? Может, над всем этим стоит задуматься в карантинном уединении?» — резюмировал Андрей Кураев.

В России, как и в других странах, в связи с пандемией, вызванной коронавирусом, введены серьезные карантинные ограничения. Пока эти ограничения не коснулись церковных служб, однако многие конфессии сами ограничивают молитвенные собрания верующих и отказываются от многих мероприятий.

У всех на слуху – коронавирус

Беседа с духовником Киевской академии и семинарии архимандритом Маркеллом (Павуком)

– Батюшка, весь мир охвачен паникой в связи с эпидемией коронавируса. Но различные эпидемии нередко случались и раньше. Как Церковь реагировала на них, к примеру, в XVIII–XIX веках?

– История – учитель жизни. В 1770-м году в Киеве возникла страшная эпидемия моровой язвы. Были введены жесткие меры карантина, везде стояли военные патрули, которые в город и из города никого не впускали и не выпускали. Несмотря на принятые меры, из 20 000 жителей Подола (в то время город был сосредоточен именно здесь, где шла бойкая торговля) за два осенних месяца умерло 6 тысяч человек. Тела умерших лежали на улицах, потому что их не успевали погребать. Конечно, была паника. Поразительно, что в это время в городе сохранял спокойствие и хладнокровие, пожалуй, лишь один человек – это священник Успенской подольской церкви Иоанн Леванда.

Священник Иоанн Леванда

Он продолжал служить в храме, не оставлял проповеди, не боялся отпевать умерших. В своих проповедях он называл вещи своими именами. Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи:

Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи

«Отвратил от нас, грешных, лице свое Всевышний! Стрелы, которые прежде метало Небо на поражение врагов Божиих, ныне вонзаются в нас, в сердца наши… Там лежит мертвый отец, и дети не могут ему отдать последнего целования, бежат от него, чтобы не заразиться от трупа его. Тут лежит мертвая мать, возле нее рыдает младенец, простирает руки к мертвой благодетельнице своей, требуя от нее помощи; бедный, думает разбудить её от страшного сна! Страх смерти превратил людей в зверей, и человеки бегают подобных себе… Горе граду, который разоряется неприятелями, огнем и мечем, но горее горе тому граду, на который вооружился Бог… Бессловесные животные, самые презренные насекомые благополучнее нас в это ужасное время… Великие бедствия напали на нас, но они несравненно меньше грехов, которыми наполнили мы град сей, дома наши, наполнили тело и душу нашу… Давит на нас бремя грехов наших, а мы и не думаем свергнуть с себя этого тяжелого бремени; разит нас гнев Божий, а беззакония наши растут и укрепляются. Не прекратилось еще пьянство. Много пьяных вселилось уже в муку вечную, но оставшиеся не видят сего и упиваются… Не прекратилось еще лакомство и страсть любостяжания… Вопиет на небо гордость града сего, презрительство церковных и Божиих уставов, притеснение сирот, осуждение неповинных, ненависть к ближним, зависть, клевета, обман, убийство, чародейство, прелюбодеяние, и блудилища – не дома, а содомы – вопиют и требуют истребления. Мука вечная готова для некающихся, готова».

Хотя это были горькие слова обличения, жители города не восстали на священника, а наоборот, полюбили его, ибо он говорил о них правду. И призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни. После прекращения эпидемии почти каждый киевлянин старался иметь в своем доме портрет бесстрашного пастыря, которого императрица Екатерина II наградила палицей и митрой.

Призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни

Такие награды в то время могли носить лишь члены Святейшего Синода. А после кончины отец Иоанн удостоился чести быть погребенным в приделе древнего Софийского собора, что заслужили даже не все киевские Митрополиты. В память отца Иоанна одна из улиц Киева названа Левандовской.

Киев, гравюра XYIII век

В XIX веке также были массовые или эпизодические вспышки эпидемий. Если посмотреть списки учащихся Киевской духовной академии той поры, то можно заметить, что каждый год здесь недосчитывались 2–3 студентов, а иногда и преподавателей, умиравших от чумы. Среди них известный профессор Я. К. Амфитеатров – родственник киевского святителя Филарета (Амфитеатрова). Первыми лечебными средствами в то время, когда медицина была еще в зачаточном состоянии, также были молитва и покаяние.

Несколько смущает чумной бунт, который возник в 1771-м году в Москве, когда восставшими был убит архиепископ Амвросий. Скорее всего, это было следствием жестких ограничительных мер, без должной молитвы и отеческого наставления пастырей Церкви.

В 1866-м году другой святитель, Филарет Черниговский, ценой своей жизни вымолил прекращение эпидемии холеры. Чтобы ободрить павших духом прихожан, он предпринял объезд Черниговской епархии. В пути сам заболел холерой и скончался в Конотопе. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), от Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст люди, сменяя один другого, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.

– Что о таких явлениях говорит Священное Писание?

– Еще на заре человеческой цивилизации Бог через пророка Моисея предупреждал всех:

«Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь, целитель Твой» (Исх. 15, 26).

Читать еще:  Как проверяют на коронавирус в россии

Священное Писание определенно говорит, что когда чаша весов в мире склоняется в пользу зла, неизбежно происходят потрясения в виде войн, эпидемий, болезней, наводнений, землетрясений и др.

«И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6, 12–13).

Массовая эпидемия поразила израильтян за их связь с дочерьми язычника Моава и поклонение идолу Ваал-Фегору (ср. Чис. 25, 1–9). В Новом Завете Господь говорит, что в конце мира «восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 10–11).

Когда мы читаем в Священном Писании эти пророчества, то склонны думать, что это не о нас, что это когда-то было или когда-то ещё будет. Но на самом деле, если воспринимать мир не с материалистической и секулярной позиции, а с церковной, то все люди очень тесно связаны между собой, а потому являются непосредственными творцами истории.

– Сегодня благодаря средствам коммуникации, Интернету у человека складывается мнение, что он владеет полной информацией о происходящем во всем мире. В данном случае – о коронавирусе. Что бы вы посоветовали верующим людям в условиях объявленной в стране эпидемии, как реагировать на рекомендации медицины?

– Библия не запрещает христианам прибегать к помощи медицины (ср. 4 Цар. 20, 7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии:

«Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы Он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 9–14).

Архимандрит Маркелл (Павук)

Однако самое главное, что у каждого человека должно в это время появиться, – это покаянный настрой. Нужно постараться простить все обиды, искать мир со всеми, кроме тех, которые соблазняют на грех. В последние годы нас особенно огорчает постоянная пропаганда войны между самыми близкими народами, а также безнаказанное насилие и воровство в особо крупных размерах, бессилие государственной власти. Идет полная дискредитация и развал семьи, когда из 100 браков от 70 до 90 заканчиваются разводом.

Главное, что у каждого человека должно в это время появиться, – это покаянный настрой

Это не может не вызвать нравственный шок. А это влечет за собой то, что ныне многие молодые люди боятся регистрировать свои отношения, и получается, что, по сути, постоянно живут в блуде, в нем рождают детей и таким же распутным способом их воспитывают. На почве развала семьи быстро набирает обороты пропаганда содомских грехов. Как из-за этого беззакония не отвратит Свое Лицо от нас Господь, как не быть пандемиям?! Но еще более ужасает то, что мало кто это осознает. Большинство говорит о профилактике болезни, запасается продуктами, а об исправлении своей жизни никто даже не заикается. Кто из пастырей или политиков активно к этому призывает, того сразу объявляют безумцем, маргиналом, ретроградом, обвиняют во всевозможных грехах.

– Батюшка, сейчас идет Великий пост. Нужно ли к молитвенному правилу прилагать какие-то особые молитвы? И какие употреблять духовные рекомендации?

– Пост – самое благоприятное время для покаяния. Лишь бы оно было не формальным, а с твердым желанием исправить свою жизнь. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил к молитвенному правилу присоединять чтение одной кафизмы из Псалтири. Сейчас, когда многие люди вынужденно сидят дома на карантине, есть прекрасная возможность увеличить свое молитвенное правило. Святая вода, освященное масло – это также прекрасные духовные лекарства, об использовании которых мы иногда забываем.

Господь милостив, и, как говорит в своем слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст, «Он и намерения целует». Он готов принять под Свое промышление всех: и постящихся, и непостящихся; и трудолюбивых, и ленивых; и смелых, и малодушных. Главное – сделать хотя бы маленький первый шаг к Нему навстречу.

Главное – сделать хотя бы маленький первый шаг к Нему навстречу

– Отче, а если человека настигла паника в связи с эпидемией? Как быть?

– Паника – не только в случае опасности заразиться болезнью, но и в любых других случаях – является прямым следствием маловерия и неверия, чрезмерной занятости, суетности, отсутствия покаяния и молитвы. О причинах паники лучше всех пишет преподобный Макарий Египетский:

«Как пшеница в решете у просевающего бьется и, взбрасываемая, непрестанно в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов».

Если паника настигла нас, то, даже если сильно не хочется, надо заставить себя молиться, просить о помощи, и мы сразу почувствуем облегчение, наступит в душе мир и спокойствие. Если паника коснется наших ближних, то надо усугубить свои молитвы о них. Особенно действенно чтение книги Псалтирь с упоминанием имен паникующих.

– И, если можно, несколько слов о духовных приоритетах, о душевном и духовном настрое в эти святые дни Великого поста.

– Неслучайно искушение с коронавирусом настигло христианские страны во время Великого поста, когда, как мы знаем, всегда усиливаются разного рода искушения. Это напоминание, что у Господа все под контролем, ничего просто так не бывает. Господь через допуск пандемии хочет, чтобы не только мы, православные христиане, но и весь мир очистился от грехов и всех беззаконий и обновился. Поэтому нашим главным духовным приоритетом должно быть не отчаяние и страх, а благодарение, соединенное с покаянием. Даже если дойдет до того, что на какое-то время закроются храмы, каждый из нас может стать храмом Духа Святого, как призывает апостол. Однако это случится, если только мы на самом подходе не допустим в сердце дурные, горделивые, тщеславные, блудные, сребролюбивые мысли, а будем стараться всех любить и всем помогать до последнего своего вздоха.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector